Конкурс поэтов-эмигрантов «Эмигрантский вектор»
Номинация «ТАМ»
РОДИНА
1.
Дом вымер и стал походить на контору
количеством пыли и чашек без ручек.
Крапива отныне не в контрах с забором.
Уже не во вражеский лагерь лазутчик,
а надоедливый, наглый попутчик
всего, что осталось расти в огороде.
Осталось-то, Господи! – так после путча
мужчин остаётся в восставшем народе…
2.
Родившись южанкой, я родом отсюда,
из этих окрестностей, где моя мама
ещё довоенные вальсы-этюды
играла, размявшись какой-нибудь гаммой.
Родившись на юге, я к этому дому
питаю такие же нежные чувства,
как будто он старый и добрый знакомый,
в глухом городке повстречавшийся чудом.
3.
Я окна открою, воды натаскаю,
и зеркало вымою, чтоб было видно,
как детство моё на диване вникает
в историю юного Д. Копперфилда.
А милая, добрая бабушка Женя,
с манерами закоренелой смолянки,
никак не приучит меня к распорядку,
никак не отучит от резких движений.
4.
Серебряный Днепр струится, как прежде
струился…Кувшинки, камыш и осока…
Какие же всё-таки все мы невежды,
пока не поймём, до чего одиноки
в итоге, в конце, на какое явились
мгновенье! Вот замок боярина Орши
сравнялся с землей – на века возводился!
…и нет этой мысли страшнее и горше.
5.
…и даже всё то, что не сеяно, жнёшь ты…
Но сына-трёхлетки круженье по залу
оршанского старого дома – как дрожжи,
на коих взошла и уже заплясала
надежда, что вот ведь – и бабушка Женя,
и я с Копперфилдом, и мать за роялем,
и прадед и пращур и Орша-боярин…
…и резкость движений, и плавность движений.
Номинация «ЗДЕСЬ»
ГОЛЛАНДСКИЙ ПЕЙЗАЖ
Пейзаж, как на картинах нидерландских художников:
справа и слева – чёрные силуэты деревьев.
Мальчики и девочки катаются на коньках.
Бледно-голубое небо.
И так спокойно.
Я не вписываюсь в пейзаж,
потому что думаю о смерти.
Хорошо бы умереть совсем старой,
чтобы родные не плакали и не глотали нитроглицерин.
Хорошо бы умереть летом,
чтобы могильщикам было легко копать землю.
Хорошо бы умереть в понедельник,
подальше от всех праздников,
чтобы никому не портить настроения.
А лучше всего – ничего не знать о смерти,
хотя бы до ее прихода.
Стать такой же спокойной, как зимний пейзаж
и такой же простой.
Номинация «ЭМИГРАНТСКИЙ ВЕКТОР»
ПАМЯТИ ДАФНЫ
Дафне ван ден Берг-Верфяй
Как дела твои, Дафна? В ответ - ничего… Тишина.
Только речка Буеш, спотыкаясь о камни, бушует.
Только птичья мелодия в воздухе зыбком слышна,
только ветер, срываясь с деревьев, уносится с шумом.
Только белое облако перышком легким плывет.
Уж не ты ли на нем, как на скутере, движешься в вечность?
Этим летом в Буеше вода холодна, словно лед,
как, наверно, летейская, - там, где обещана встреча.
Знаешь, Дафна, тут в принципе нет ничего,
что держало бы прочно. Ни радости нет, ни опоры…
Так за небо и держимся, вверх уходя кочевой
птичьей стаей - от злой обезумевшей своры,
до конца не постигнув ни каменных книг этих скал,
языка этих вод, па-де-де двух подружек – двух бабочек дивных,
бирюзового неба, полей изумрудных лекал,
корсиканского хора лягушек и фокусов рыбьих.
Был бы рай на земле, если б…лучше взахлеб промолчу.
Как рыбешки, рискнувшие прыгнуть на камень, и с камня
сиганувшие в воду - у рыбок довольно причуд -
в материнскую реку - в небесное синево - канем.
|