Конкурс поэтов-неэмигрантов «Неоставленная страна»
Номинация «НЕОСТАВЛЕННАЯ СТРАНА»
Жестокие, чёрствые, злые
жестокие, чёрствые, злые,
погрязшие в мелкой борьбе,
как жить тебе с нами, Россия?
неужто не страшно тебе?
сны редки, желания плоски,
а лица и руки грубы.
мы нежные рубим берёзки,
чтоб серые ставить столбы.
Солнце
Как нежно заря занималась, как солнце всходило легко! Трава, заблистав, умывалась, тумана стекло молоко. Тепло по земле побежало, лучистую радость лия, и вот – накалилось до жара, как ты, дорогая моя.
И режет безжалостным оком, и жжёт беспощадной рукой твой день, обернувшийся шоком; скажи, ты хотела такой? Скажи, ты такой предвкушала, сужая глаза на восток? Как остро зрачков твоих жало, как лик твой прекрасно жесток! И рек пересохшие русла, и гор почерневшие рты, и небо, что в пекле потускло, – смотри, что наделала ты!
Но солнце уходит на запад, восток же его не сберёг; что ж, милая, прячешь глаза под ладони своей козырёк? Иль видеть тебе нестерпимо, причём нестерпимо вдвойне, что солнцем владение – мнимо, что солнце уходит – ко мне?
"Мы живём, под собою не чуя страны..." Благодарю за размышление, Юлия, и желаю успехов - творческих и прочих. Ваши стихи можно почитать где-нибудь ещё?
Автор имеет право писать выражать то настроение, которое считает нужным, и не обязательно от первого лица единственного числа. Я привела в пример Блока ради этого "мы", но примерам несть числа. Стихотворение Анны Барковой, строки из которого я вынесла в эпиграф: "Эмигранты внутренние, внешние, все мы эмигранты навсегда" - тоже, пользуясь Вашей терминологией, "унылое нытьё", хотя по мне это тоска и обречённость.
А вообще любителям понимать стихи буквально и при этом давать советы стоит почитать работу Хвостова "Разбор стихов Пушкина под названием "Разные стихотворения". "Опустила ножку в холод ключевой" и т.д. Очень весёлое чтение!
А вот Блока Вы зря привели. Именно в сравнениии со "Скифами" Ваши стихи кажутся столь бездарной чернухой и серым нытьём каким несть числа. У Блока - не унылая декларация, а страстное обращение к многочисленным собеседникам. Обращение и внутренний диалог. У Вас - унылый монолог.
Россия - Сфинкс. Ликуя и скорбя, И обливаясь чёрной кровью, Она глядит, глядит, глядит в тебя И с ненавистью, и с любовью!
В последний раз - опомнись, старый мир! На братский пир труда и мира, В последний раз на светлый братский пир Сзывает варварская лира!
(Блок)
жестокие, чёрствые, злые,погрязшие в мелкой борьбе,как жить тебе с нами, Россия?неужто не страшно тебе? сны редки, желания плоски,а лица и руки грубы.мы нежные рубим берёзки,чтоб серые ставить столбы. (Ю Пикалова).
Комментарии излишни. Неудачный выбор первого стихотворения, по-моему. И опрометчивое обращение к Блоку. Неплоских Вам желаний, негрубых рук и цветных столбов, Юлия Пикалова!
Для julia: "запад - глаза под / ладони своей козырёк" - это анжамбеман.
Вы вчера мне вставили луну в петлицу, Оборвав предварительно пару увядших лучей, И несколько лунных ресниц у Меня зажелтело на плече.
Для автора: спасибо. Такие разные три стихотворения. Оставляют ощущение грусти, смешанной с тревогой. Это совпадает с моим ощущением сегодняшней страны, но для полноты картины хочу спросить: надежда есть?
Анжамбеман анжамбеману-рознь, уважаемый Дмитрий. Сверни с проезжей части в полу- Слепой проулок и, войдя В костёл, пустой об эту пору, Сядь на скамью и, погодя, В ушную раковину Бога, Закрытую для шума дня, Шепни всего четыре слога: — Прости меня. (И.Бродский) Мне всё равно, каких среди Лиц — ощетиниваться пленным Львом, из какой людской среды Быть вытесненной — непременно…(М.Цветаева)
А что же вы ничего не сказали про *восток, который запад не сберёг*? Термин мудрёный не ввели?
julia, курсив в выбранных Вами примерах подсказывает, что Вы взяли их из интернет-статьи с названием типа "что такое анжамбеман". Признавайтесь
Ну хоть слово новое узнали.
Возвращаясь к Шершеневичу - действительно, "анжамбеман анжамбеману рознь". Стихотворение выбрано явно не случайно - с тем же типом анжамбемана, что и у меня. Самым, может быть, неудобным для чтения непривычному глазу: "отсекающему" предлоги. Я бы даже целиком его привела, интересное!
Вы вчера мне вставили луну в петлицу, Оборвав предварительно пару увядших лучей, И несколько лунных ресниц у Меня зажелтело на плече.
Мысли спрыгнули с мозговых блокнотов. Кокетничая со страстью, плыву к Радости, и душа, прорвавшись на верхних нотах, Плеснула в завтра серный звук.
Время прокашляло искренно и хрипло... Кривляясь, кричала и, крича, с Отчаяньем чувственность к сердцу прилипла И, точно пробка, из вечности выскочил час.
Восторг мернобулькавший жадно выпит... Кутаю душу в меховое пальто. Как-то пристально бросились Вы под Пневматические груди авто.
--- В этом стихотворении анжамбеман нарочит; может показаться, что это не столько стих, сколько эксперимент. Но я думаю, приём здесь не самоцель. Этот излом речи (особенно непривычный, если учесть, что речь о 1913 г.) как нельзя лучше передаёт некую растерянность людей перед новым, "машинным" миром, в отличие от мира естественного, природного. Тогда городские поэты много об этом писали. О поездах, машинах, телеграфе, и чувствуется в них - у кого-то восторг, у кого-то неприязнь, но почти у всех - испуг.
Здравствуйте, julia! Подсказываю: для этого Вам нужно объяснить, что, на Ваш взгляд, не так, и я либо соглашусь и поблагодарю, либо приведу свои доводы. И у нас с Вами получится дискуссия
Полагаю, что Вы не сможете этого сделать, раз уж не сделали до сих пор. Вы ведь и о «Скифах» позаимствовали слова из интернета (как я сразу не догадалась! просто удивилась контрасту между примитивным «да даже негры, и то не ВСЕ-чёрные» и «страстное обращение к многочисленным собеседникам», язык и мышление двух совершенно разных людей).
Если Вы всё же действительно интересуетесь стихосложением, а не преследуете какие-то иные цели, то с удовольствием буду делиться тем, что знаю, заодно наверняка сама найду что-то новое. Для этого всего-навсего нужен доброжелательный уровень дискуссии. Спорить – пожалуйста! Но – уважая собеседника. Надеюсь, Вы с этим согласитесь.
1. жестокие, чёрствые, злые, погрязшие в мелкой борьбе - вот такие декларации в поэзии не люблю. Что, вот ВСЕ-жестокие? ВСЕ-чёрствые? ВСЕ-злые? Да даже негры, и то не ВСЕ-чёрные сны редки, желания плоски, а лица и руки грубы.
У кого-сны -редки? У кого - желания плоски? Опять буквы ради буков.
мы нежные рубим берёзки, чтоб серые ставить столбы. Из нежных берёзок можно наставить и серых, и красных , и полосатых столбов. Пафосу много, а прочитаешь -пшик.
2. Но солнце уходит на запад, восток же его не сберёг (с) По-русски надо читать так: "Восток не сберёг запад". А должен был?
что ж, милая, прячешь глаза под ладони своей козырёк?
запад-глазапад ?
Сомнительная рифма.
а почему не сказать просто: "под козырёк своей ладони"?
Русский язык и язык поэтический оставляет желать большей вдумчивости, на мой взгляд.