Конкурс поэтов-неэмигрантов
Номинация «Неоставленная страна»
* * *
Ты ищешь царевну Будур — а иначе зачем эта крепость?*
Древний город Дербент за стеною
спускается к морю.
Жаркий день растекается зноем, и смягчая
свирепость
Отшумевших веков, хором звонких цикад
время тешит и нежится вволю.
Я, наверное, пленница тоже.
Крепостная стена бесконечна.
Вязь старинных магалов** уводит к
кладбищенской воле.
Сквозь бойницы стены смотрит море легко
и беспечно,
Словно нет потаенных глубин, словно вОды
не ведают соли.
Древний Рим – еще отрок на коленях
седого Дербента –
Сладко дремлет под тенью платанов,
доныне шумящих у моря.
Я стою на высокой стене, на ступенях
горячего лета,
Раскаленная память столетий обжигает
нечаянной болью.
Стон хазарских набегов и алчность
персидских династий,
Золотая Орда, ширваншахи, халифы,
эмиры...
В оспу каменных плит замуровано бремя
всевластья,
Под ладонью твердыня горит – остужу
сумасшествие мира.
Через марево дней пробирается к тайне
паломник,
Сорок верных сподвижников верность
пророку хранят***.
Саркофаги камней – над покоем каменоломни,
Рукоятью кинжалов надгробья над миром
молчат.
Станет карой любовь, позабудь о Будур,
неутешный.
Память родины больше, чем летопись дат и
утрат.
Нет сильнее вины перед домом – лишь
время безгрешно,
Потому оно ведает тайны и не знает
дороги назад.
__________________
* Крепость Нарын-кала
в Дербенте, одном из старейших городов мира (пять тысяч лет).
** Старинные узкие
кварталы одноэтажных каменных построек.
*** Место
паломничества на древнем кладбище Кырхляр в Дербенте – мавзолей сорока асхабов,
сподвижников пророка Мухамеда.
Сбор винограда в Дербенте
Платан над старой чайханой в ладонях
вытирает солнце,
Сбор винограда, как манок, для
кутежа под звук зурны.
В садах качаются гранаты, чтобы в щедротах
расколоться,
Хурма оранжево смеется, орехи
звонко-озорны.
День в изобилии неспешном
пиры осенние встречает,
Дербент старинные кварталы перебирает, как
меха.
О вавилонское смешенье, где каждый Богу
отвечает!
Все реже звук родных наречий, и жизнь, как
сон, давно тиха
ХанУм, джанЫм, атА, апА, рахат-лукУм,
перИ, эбЕль, –
ДадА, гелИн, …
ФатИма, ЛЕйла, Гюльбохор, СевИль,
НаргИз, МаргО, ГюзЕль,
Джун-ме, жалИн.
Керим, ИсА, ФуАд, СафАр, НикО, КарЭн и
СоломОн,
МанОлис, Яша, Алексей…
Дербент …
...Тоска разбросанных ветвей.
Над виноградником корзины плывут, как дичь
на шомполАх,
А воронцовские подвалы вином
заполнены, как встарь,
Где твои гости издалЕка, чтоб петь о море
и горах?
Где сыновей твоих потомки? Что носят
нынче на алтарь?
Уют еврейского квартала и пахлава
персидских песен,
лезгинских ритмов барабаны, день —
полноводная река…
Мир без дудука с балалайкой в Дербенте
горестен и тесен,
И без собратьев свет — не в радость, пиры
пусты без кунака
Ханум, джаным, ата, апа, рахат-лукум, пери,
эбель, –
СалИма, Ева, КаринЭ, ФарИда, Соня,
Изабель,
Саид, Муса, Фарух, Арсен,
ШахИн, Шамиль и ШалумИ,
Георгий, Рома, Арамис,
Сергей...
Дербент…
...Сады и горести корней…
______________________
Ата, дада — уважительное обращение к
старшему мужчине в дагестанских языках.
Апа — уважительное обращение к старшей
женщине в тюркских языках.
Эбель — обращение к матери в аварском
языке.
Гелин, жалин — обращение к невестке в
дагестанских языках.
Джун-ме – обращение в татском языке («душа
моя»).
Пастух с овцами
Окружают дом теснины, а над ними –
карабины,
А над ними — день невинный и отары
облаков,
День лепил меня из глины, чтоб
былинами долины
Проложить тропинку в горы и в ночи стеречь
богов.
Играй, свирель, вершинам белым,
Травинке горной на ветру,
Играй овечкам оробелым,
Играй небесному шатру.
Играй! Теперь лишь ты в ответе
За то, что высохли уста,
За то, что завтра будет пепел,
Там, где сегодня высота.
Были домом мне теснины и стада мои
невинны,
А теперь с высот небесных не орел меня
зовёт,
Как непрочные руины, охраняют лица
спины
А внизу дымятся сакли и родник еще поёт.
…Играй, свирель, овечкам белым,
Оленьим ушкам и щенкам,
И сакле, сложенной умело,
И скалам, брошенным к ногам,
Играй и ослику с поклажей,
Рогам упертого быка,
Хвостам, округлым и отважным,
Дрожащим жертвенным бокам.
Играй, чтоб посох из ладоней
Повис меж локтем и плечом
И чтобы музыкой ведомый,
Был каждый ею уличён.
Играй…
Играй, овечий бог печальный,
Играй, отец, во все глаза –
И что огню дым поминальный,
Что дыму душная слеза?
Играй, отец… Их нет, но ныне
На все прицельный есть ответ.
Была земля твоей твердыней,
Теперь её, похоже, нет. |