Конкурс поэтов-неэмигрантов «Неоставленная страна»
Номинация «Неоставленная страна»
***
Мы любим весь этот мир –
всю его пунктуацию и фонетику,
весь его кориандр и тмин,
весь его быстрый бульон из пакетика.
Крановщик видит из башни платоновский котлован –
заметённый первым, но яростным снегом,
но и он влюблён в эти недостроенные слова,
сказанные искренним человеком
при попытке к бегству. Крановщик – пишет стихи
в блокнотик, подаренный представителем банка
при оформлении очередного кредита. Стихи – что-то вроде «апчхи».
Из башни крана видно, как роет собака
мёрзлую землю в надежде найти вожделенный масёл,
прикопанный прошлым летом. Рифма «кровь-любовь» –
вращает старое колесо,
под которым земля бьётся в нас покрытым асфальтом лбом.
Однако, тут всё по честному – рубит с плеча душа.
Бывает, прочтёт Катерине, а та – впечатлительная егоза –
распахнёт навстречу свои большие глаза
и выдохнет: как же строчка последняя хороша.
Мир этот – вместителен – в нём урожай стрекоз
пополняет восторженные закрома.
В июле на даче сидит Иван – влекомый рекой –
и снасти готовит, рассчитывая не меньше, чем на сома.
И планета по форме – плод, и дыхание – пар земли,
и сам Иван – зелёный побег.
Речная вода – блестит на мели
и ждёт, что придёт человек.
Даже сейчас – когда всё вянет и чахнет –
есть импульс жизни – в чтении по слогам.
Открываются чакры –
и, вряд ли, по пустякам…
***
Нас отключили от электросети —
теперь тихо сиди
в темноте, подступающей кромкой чёрного моря —
и не надо никаких аллегорий,
чтобы представить в полном объёме
всю эту жуть,
вполне понятную и ежу.
Не гудит холодильник, не мерцает экран,
не истончается нить в лампе накаливания —
это такие жмурки — затянувшаяся игра
на выбывание света из среды обитания.
Считай до ста, до тысячи, паси мысленную отару,
не зная точно, сколько голов — выходи на альпийский луг,
где сейчас ничего не надо — кроме ушей, ловящих звук
опадающей пыли на полку, где — то грёзы, то мемуары
в тугих переплётах — как греки в хитонах —
стерегут развалины храма. На мобильнике — смолкнут рингтоны,
подзарядки не будет, но — так, как все дома —
пусть телефон пребывает в коме...
Темнота — это космос, который больше не гонят
из куба квартиры — обратно в чернильницу бога.
Смотри, как в окне мир становится хрупким и голым —
ложится в холодные простыни, к нам повернувшись боком
и глядит полуприкрытым глазом
на снимок родителей на прикроватном столике,
но, может быть, это только
счёт за электроэнергию — за всю вечность разом.
Внизу — автострада, щупают улицу фары,
водители постигают пространство вглубь —
будто в чреве праматери, ища выход из лона, разрывая мглу
с не первым уже криком мотора. Это пустыня Сахара —
влечёт жуков-скарабеев в долину своих царей,
переселивших реальность внутрь пирамид.
Стоя у окон, каждый из нас хранит
молчание по поводу этих слабо доказанных теорем.
Нас отключили от электросети.
Время — без десяти
или десять — без времени на осмысление факта.
Далёкое завывание вурдалака
или бродячего пса — в контексте происходящего
кажется голосом с той стороны —
с которой обычно приходят сны,
что редко запоминаю с утра в теле ящера.
Сегодня — током нас не убьёт,
можно брать оголённый провод в расчёт,
репетируя короткое замыкание
или молнию в мае...
***
Афрокубинцем ли, афроамериканцем ли,
или просто смуглым ребёнком чёрного континента –
пытаешься в игольное ушко танца
вдеть суровую нитку севера. Лето – ещё не допето,
не допито, не домыслено – но в тесных прихожих
толстые куртки уже предпочли котильон
в придворном журчании батарей, способный нас – иглокожих –
вывести наконец в разряд теплокровных. На телефон
приходят звонки с берегов южной Атлантики,
правда, они – осыпаются в треск, обрываются в зябком эфире.
– Я помню, ты надевала воздушное платье, –
говорит голос за кадром в этом озвученном фильме.
– Ты надевала воздушное платье и пускала по ветру волосы,
когда звучали цимбалы и другие ритмы экзотики,
пока не оцифрованные воспоминаниями, как завершённый возглас…
Мелькает столько знакомых черт в представленном эпизоде.
Нынче – у каждого грузовика, обдающего грязью обочину
в поисках точки выгрузки – столько гудящей прозы,
что по истёртым колдобинам – эти словесные клочья
комментируют путь лучше критика-виртуоза,
забывшего дома очки и потому полагающегося на экспромт,
а не на графику языка. Нынче – у каждого дерева –
голого и беззащитного – столько жизни наоборот,
столько неровных и ломаных линий,
что не ищешь средь них параллелей – даже с самим собой. Ева –
бродит между стволов и не находит плода. Листья подгнили
у неё под ногами. Скоро выпадет первый снег.
У него будет тоже своя версия происходящего.
– Ты надевала воздушное платье, – продолжает голос. – Ты – выходила на свет,
где природа забыла, что была первобытным ящером.
Афрокубинец и афроамериканец –
и вся эта дикая сила, живущая в быстрых артериях –
танцуют вдоль строчки, по которой ведёт детский палец,
пока губы, пахнущие молоком – повторяют, как символ веры,
простые слова – азы мироздания.
В этом танце – огонь греет чайник на старой плите,
чтобы слушать на кухне, что глаголет невинными теми устами
истина – под чаёк, настоянном на крапивном листе… |